История возникновения фламенко

pastoraМногие пытаются снять завесу и раскрыть загадку искусства фламенко.

Очарование красоты линий и выразительности движений стали ярким результатом долгого сложного, но интересного многовекового формирования необычного танцевального мира. Гитара – «королева» инструментов, в звучании которой раскрывается поэтическая душа народа и склонность к импровизации.

Неповторимая сила фламенко заключена в канте хондо или мелодии, творимой говором, завораживает поклонников пения фламенко. Сложность глубоко связанных между собой компонентов создают гармонию образа фламенко.

«Канте хондо» означает внутренний и скрытый смысл искусства фламенко. Не случайно фламенко вдохновляло испанского поэта Федерико Гарсиа Лорку и способствовало возникновению в его произведениях ярких воображаемых картин загадочной и жаркой страны.

Андалусия стала колыбелью искусства фламенко, в которое в разные эпохи кельты, иберы, римляне, арабы, евреи, цыгане внесли свой творческий вклад и оставили свой след.

В развитии куплетов или стихов канте хондо огромную роль сыграла персидская и арабская поэзия (Хафиз, Джами, Руми, Ибн Араби и др.). Арабская лирика повлияла на сюжет, метр и ритм фламенко, тем самым выявляя индивидуальную поэтическую изобретательность, ведь поэзия – лучшее убежище для вольнолюбивых мыслей.

Множество старинных легенд и удивительных своей необычностью историй кочевого народа легли в основу музыкального материала. В музыке фламенко нашли свое отражение и слезы и радость поэта, а строки песен переполнены бесконечными переливами любви и страсти, печали и тоски. Стих, выпущенный на волю неизвестным автором, подхваченный другими исполнителями, выпущен на волю, и вот, уже в наши дни мы слышим его сквозь века.

Восточное влияние внесло драматические оттенки во фламенко, и, в течение веков, было определяющим в народной андалусской музыке.

Искусство фламенко стало результатом слияния этнических элементов и музыкальных вкладов, который стал «магическим кристаллом Андалусии».

Загадочное слово «Фламенко». Фламенкологи выделяют 5 версий возникновения этого слова.
1. «Нож из Фламандрии».Flamenco-2
2. «Певцы из Фламандрии».
3. «Цыгане».
4. «Беглый крестьянин».
5. «Фламинго».

Эмоциональность и выразительная мощь отличают пение и танец фламенко, так как требуют глубокого внутреннего пространства души исполнителя. Недаром фламенко считают искусством, рождающимся внутри, в глубине души и передающим сильные глубокие чувства.

В танце фламенко преобладают страсть и огонь, скорбь, чувство одиночества, а иногда и озорство – лекарство и веселье танца фламенко.

Дуэнде – дух откровения.

Где же скрыта тайна дуэнде – тайна волшебства, очарования таинственного, загадочного и истинного исполнения?

Исследователи и исполнители фламенко считают, что дуэнде – это все то, что чувствует душа. Это таинственная сила и мощь, которыми обладает сердце и душа человека. Это то, что осеняет и окрыляет сердце, заставляя переживать, творить, любить и танцевать. В этом сущность и значимость дуэнде.

Исполнители песен и танцев фламенко обладали особым чувством ритма (компаса), который пронизывал их в малейшем движении. Многие из андалусских цыган были кузнецами, а кузницы были местом встреч, где они собирались для бесед, песен и танцев. В кузницах имелись наковальни и молоты, а также молотки, которыми и выбивали ритм, служивший сопровождением песен. Атмосфера кузниц способствовала развитию и совершенствованию компаса и музыкального размера.

В течение долгого времени кузница и песня были неотъемлемы друг от друга. В тех самых кузницах и появились первоначальные стили фламенко – тона, мартинете, дебла, карселера, сигирийя, которые исполнялись без сопровождения гитары.

Пение голосом без музыкального сопровождения называлось «а пало секо», что на испанском языке значит – без прикрас.
Flamenco-4Золотой эпохой для фламенко стал 19 век. В это время фламенко стало развиваться как в Испании, так и в других странах. Уверенно и справедливо оно вступило в свой наиболее заметный этап апогея, а танец фламенко получил свое полное развитие.

Появились новые формы. Например, фандангос приобрел формы малангеньяс, ронденьяс, хаберас, бандолас, вердиалес, и др.